В приказе было опубликовано положение о службе в РККФ, указывалось, что новый флот комплектует принципах добровольности. Постановлением СНК РСФСР от 22 февраля 1918 года был учрежден Народный комиссариат по морским делам, а Верховная морская коллегия переименована в Коллегию Народного комиссариата по морским делам. Этим постановлением была завершена ликвидация буржуазного военно-морского аппарата и заложены основы советского.
Интересно, что в короткий период с 16 декабря 1917 года по 11 февраля 1918 года шкалы флотских званий не существовало вовсе. Чаще всего флотских военнослужащих именовали или по занимаемым должностям, и (или) по прежним званиям с прибавлением впереди аббревиатуры "б.". Например, "Командир крейсера "Алмаз" б.капитан 2 ранга", что означало "бывший". В большом ходу были сокращенные наименования званий, например "б.каперанг", "б.адмирал".
В декрете ВЦИК и СНК от 29 января 1918 года о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота военнослужащие флота были названы "Красные военные моряки". Это наименование мгновенно было переиначено в "красвоенмор".
В период гражданской войны корабли не играли существенной роли в развернувшейся
вооружённой борьбе. Значительная часть матросов и унтер-офицеров Балтийского флота ушла воевать на сушу в Красную Армию, значительная часть офицеров Балтийского флота была расстреляна в первые недели революции, часть ушла воевать на стороне Белого движения, незначительная часть оставалась на кораблях, пытаясь их сохранить.
На Черноморском Флоте картина была похожая, но корабли часть гражданской войны воевали на стороне либо Белого Движения, либо на стороне красных. На кораблях Белого Движения шкала флотских званий сохранялась прежней вплоть до сентября 1924 года, когда по распоряжению французского правительства на последних кораблях русского флота, стоявших на своей последней стоянке во французском порту Бизерта были спущены андреевские флаги.
На кораблях, воевавших на стороне большевиков на протяжении всей гражданской войны
военнослужащих именовали по их должностям без всякой системы.
СССР остались в наследство после окончания войны на Черном море лишь устаревшие крейсера «Кагул» и «Очаков», несколько небоеспособных броненосцев, и вспомогательные суда. Морские силы на севере и Дальнем Востоке также практически прекратили свое существование. Балтийский флот пострадал в меньшей степени - он сохранил свои линейные силы - за исключением линкора «Полтава», который сильно пострадал в результате пожара в 1918 году и был отдан на слом; сохранились подводные силы, и минная дивизия - эскадренные миноносцы типа «Новик» и минные заградители.
К концу 1924 года РККФ насчитывал в своем составе: 3 линейных корабля типа «Гангут» (1 боеспособный). Один крейсер типа «Диана» («Аврора»), один крейсер типа «Очаков» (Коминтерн»), 16 эскадренных миноносцев типа «Новик», 20-25 подводных лодок, некоторое количество малых и вспомогательных кораблей. В постройке с дореволюционных времен находились три крейсера типа «Светлана» (достроенные как «Красный Крым», «Красный Кавказ», и «Профинтерн» (впоследствии «Червона Украина»), несколько эсминцев и подводных лодок.
В этот период начинается разработка новых типов кораблей и создание советской кораблестроительной школы.
С 1924 года началось реальное восстановление и создание флота. Тогда же происходит распределение военных моряков по группам должностей и появляется более четкое наименование служебных должностей. Но персональных воинских званий как таковых в этот период во флоте нет.