1 сентября 1910 года в подмосковной Апрелевке открылась фабрика по
производству отечественных граммофонных пластинок, которая со временем
стала крупнейшим производителем пластинок в России, а затем и в СССР.
А началось всё с воскового валика Эдисона, на который можно было записывать звук. Но подлинный прорыв в звукозаписи произошел в 1888 году, когда Эмиль Берлинер предложил записывать звуковую информацию на плоском носителе по спиральной дорожке. Появившиеся вслед за этим граммофонные пластинки с поразительной скоростью распространились по миру. Первые пластинки были маленькими 17-сантиметровыми дисками, на которых звуковая дорожка находилась только на одной стороне, а вся информация гравировалась на центральной части, так как этикетки еще не использовались.
К началу XX века в России уже существовала своя граммофонная промышленность, но производством пластинок занимались мелкие фабрики и артели, которые не могли удовлетворить потребности российских любителей музыки. Громадную перспективу рынка грампластинок в России чутко уловил обрусевший немецкий предприниматель Готлиб (Богдан) Молль, к тому времени являвшийся владельцем сыроварен, мыловаренных и эмалировочных заводов. Выкупив значительный участок земли в Апрелевке, он вместе с сыном Иоганном (Иваном) и предпринимателями Фогтом и Кибартом приступил к строительству фабрики грампластинок, названной «Метрополь-рекорд», официально открытой 1 сентября 1910 года. Фабрика сразу же создавалась как крупное производство, уже в первый год на ней работало более 50 человек.
Первая выпущенная на фабрике пластинка с цыганской песней «Бродяга» весила около 400
граммов. Сейчас эта пластинка громадная редкость, за которую коллекционеры грампластинок готовы выложить очень большие деньги. Любопытно, что за первый год работы фабрики было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков. А в течение нескольких лет фабрика заняла одно из ведущих мест в России по производству грампластинок.
Первые пластинки были не дешевы, так как изготавливались из шеллака - продукта жизнедеятельности тропических насекомых. Кому приходилось слушать пластинки тех времен на старинном граммофоне с огромным рупором (трубой), обычно удивляются громкости и относительной чистоте звука. Это связано с тем, что рупор не только усиливал, но и значительно отфильтровывал высокочастотные шумы и шорохи от скольжения иглы. Появившиеся впоследствии патефоны зачастую обеспечивали менее качественное звучание, так как имели небольшой встроенный в корпус рупор. К сожалению, услышать качественное звучание старых пластинок теперь очень трудно, так как металлические иглы звукоснимателей повреждают диски при каждом проигрывании. Поэтому старинная «незаезженная» пластинка является большой редкостью.
Новая жизнь фабрики началась после революции, когда производство было национализировано. Иоганна Молля сначала посадили в «Бутырку», а затем уже тяжело больного выпустили в 1927 году за границу. Кстати, его сын, призванный в 1945 году в германские ВВС, попал в плен и какое-то время находился в советских лагерях в Уфе и Челябинске. Затем вернулся в Германию, но несколько раз приезжал в СССР, в том числе и на знаменитый завод, основанный его дедом.
В первые послереволюционные годы грампластинки активно использовались для пропаганды и агитации. По прямому указанию Ленина, являвшегося членом отдела граммофонной
пропаганды при Центропечати, на Апрелевской фабрике начали выпускать пластинки с записями выступлений новых российских руководителей. Кстати, на ней было записано и несколько выступлений Ленина. Но запасы шеллака вскоре закончились, а возможности закупить его за границей не было, и фабрика выпуск грампластинок прекратила.
К началу 30-х годов фабрика снова стала выпускать пластинки, став главным их производителем в СССР. Вскоре она была преобразована в завод, на котором работало более тысячи человек, а ежегодный выпуск достигал 19 миллионов пластинок. Так как сырья для производства пластинок не хватало, была придумана интересная форма сбора вторсырья. Часть тиражей пластинок стала предназначаться только для обмена на обломки старых пластинок, которые пускали в переплавку. На пластинках из этих тиражей делалась специальная надпись «Продаже не подлежит. Обменный фонд».
В годы войны выпуск пластинок значительно снизился. Естественно, что производство было переориентировано на выпуск продукции патриотического содержания. Именно на Апрелевском заводе уже в первые дни войны была записана «Священная война» в исполнении ансамбля под управлением Александрова.
Довоенного уровня завод смог достигнуть только в 1949 году. Уже через три года здесь освоили выпуск долгоиграющих пластинок. А в 1961 году выпустили первые стереофонические пластинки. Но и обычные пластинки на 78 оборотов в минуту продолжали выпускаться до 1971 года.
Новый этап жизни завода начался в 1964 году, когда в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», основным предприятием которой стал Апрелевский завод, выпускавший до 65 % всех отечественных грампластинок. Завод стал выпускать не только музыкальные записи, но и значительное количество пластинок для детей и учебных. Целые поколения выросли в СССР на сказках, записанных на апрелевских пластинках. Но главным дефицитом в 60-80 годы были пластинки с записями эстрадных исполнителей. Помните, как в конце 70-х – начале 80-х годов
приходилось с раннего утра занимать очередь под магазином «Мелодия», чтобы успеть приобрести новинки, которые расходились в течение нескольких часов, хотя и выпускались громадными тиражами.
К началу 80-х годов на заводе работало три тысячи человек, а выпуск пластинок превышал 50 миллионов в год. После 1991 года, когда фирма «Мелодия» развалилась, Апрелевский
завод вышел «в
открытое
плавание», но
продержался
совсем недолго.
Резко стали
падать тиражи:
33 миллиона
пластинок в 1991
году и всего 10
миллионов в
1992. В 1995
году пришлось
полностью
прекратить
выпуск пластинок
и перейти на
магнитофонные
кассеты. Чтобы
поддержать людей
и сохранить
коллектив на
заводе стали
развивать
различные
производства,
вплоть до
расфасовки
продуктов
питания.
В 2002 году по решению арбитражного суда Московской области Апрелевский завод грампластинок был признан банкротом. К счастью, удалось хоть частично сохранить богатейшую коллекцию заводского музея, основные экспонаты которой были переданы в Нарофоминский историко-краеведческий музей, а часть экспонатов разошлась по школьным музеям и библиотекам города, что-то досталось и детской школе искусств. В 2007 году на бывшей территории завода открылся «Музей забытых людей и вещей», в котором частично представлена и история Апрелевского завода грампластинок.