2 июля 1947 года на советские экраны вышла музыкальная
комедия режиссера Григория Александрова «Весна» с
Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях, надолго покорившая послевоенного зрителя. В
фильме также блестяще сыграли Фаина Раневская, Ростислав
Плятт и Рина Зеленая.
Еще до "Весны" Григорий Васильевич
Александров снял не менее
нашумевшие комедии, в числе
которых известные всем "Веселые
ребята" (1934), "Цирк" (1936) и
"Волга-Волга" (1938). Во всех
этих картинах снялись кинозвезды
того времени, но все-таки
успешными их сделал прежде всего
режиссер, обладавший
колоссальным
по тем временам опытом.
Уже в двенадцать лет Александров был
определен на работу в
Екатеринбургский оперный театр.
Он был рассыльным, помощником
бутафора и осветителя, а после
победы Советов поступил на курсы
режиссеров Рабоче-крестьянского
театра при Губнаробразе.
Во время наступления на
Екатеринбург адмирала Колчака к
их дому прибился крепенький,
сердитого нрава паренек. Это был
будущий режиссер Иван Пырьев. В
ноябре 1919-го после отступления
Колчака Гриша с Ваней принялись
налаживать художественную
самодеятельность в местном
клубе.
В конце лета 1921 года в
Екатеринбург на гастроли
приехала студия Художественного
театра. Игра актеров так
захватила Александрова и Пырьева,
что оба решили ехать в Москву
учиться театральному искусству.
Осенью они были приняты в Первый
рабочий театр Пролеткульта.
Одним из самых популярных в то
время был ансамбль "Синяя
блуза". В нем играла Ольга
Иванова, ставшая женой
Александрова.
Александров помогал Эйзенштейну
в съемках фильмов "Стачка"
(1924) и "Броненосец Потемкин"
(1925), причем в последнем он
сыграл роль офицера. При работе
над фильмами "Октябрь" (1927) и
"Старое и новое" (1929)
Александров уже был соавтором и
сорежиссером Эйзенштейна.
Летом 1929 года по распоряжению
наркома культуры Луначарского
Эйзенштейн,
Александров и
оператор Тиссэ отправились в
Европу и Америку для пропаганды
советского киноискусства.
1930-й год они встречали в
Париже. Леонард Розенталь, один
из богатейших ювелиров Франции,
заказал фильм, в котором главная
роль отводилась Маре
Владимировне Розенталь.
Предложение было принято.
Александров с Тиссэ на студии "Бийанкур"
сняли "Сентиментальный романс".
После этого была Америка. Важную
роль в судьбе Александрова
сыграла встреча с Чарли Чаплиным.
В Голливуде они много времени
проводили вместе, плавали на
яхте. Дружба эта продолжалась
многие годы. После войны
Александров, выезжая за границу,
всегда находил возможность
навестить Чаплина в Европе.
В августе 1932 года Александров
вернулся в Москву. Его жена к
этому времени сблизилась с
актером Борисом Тениным, и
Григорий Васильевич с ней
развелся.
Разошлись его пути и с
Эйзенштейном. Александрову
хотелось самостоятельности. Он
уже сделал по личному указанию
Сталина 22-минутный
документальный фильм
"Интернационал" (1932), который
склеил из хроники, постановочных
съемок и кусков "Октября".
Вместе со сценаристом Н.Эрдманом и композитором И.Дунаевским Александров написал
либретто к первой советской
музыкальной комедии о пастухе,
ставшем известным музыкантом.
"Веселые ребята" вышли на экраны
в 1934 году. За рубежом фильм
демонстрировался под названием
"Москва смеется". На
Венецианском фестивале он
получил главный приз. Чарльз
Чаплин заявил, что Александров
открыл для американцев новую
Россию.
На родине фильм многие ругали.
Нападки прекратились только после того,
как картину одобрил Сталин:
"Хорошо! Я как будто месяц побыл
в отпуске...". После этого Александрова
наградили орденом Красной
Звезды. Так что Любовь Орлова
выходила замуж за Александрова,
как за победителя.
А затем был "Цирк" -
произведение столь же
комедийное, сколь и
драматическое, подлинно
новаторское. В главной роли
американки Марион Диксон вновь
блистала Орлова. Так же, как и
"Веселые ребята", "Цирк"
снимался уже под готовую
фонограмму. "Так делают в
Америке", - говорил Александров,
и ему верили, хотя в Америке в
то время под фонограмму снимал
лишь Дисней.
Пять миллионов человек
посмотрели "Цирк" только за
первый месяц в Москве и
Ленинграде. На Международной
выставке в Париже в 1937 году
фильм был удостоен высшей
награды.
Затем Александров выпускает
комедию "Волга-Волга", в
которой мягкая лирика сочеталась
с сатирическими эпизодами,
бичующими бюрократизм.
Говорят, Сталин любил перед сном
посмотреть две-три части из
"Волги-Волги". А в 1942 году он
послал копию фильма Рузвельту.
Американский президент,
посмотрев картину, якобы сказал:
"Сталин намекает, что мы ужасно
затягиваем дело с открытием
второго фронта".
В конце октября 1941 года вместе
с другими сотрудниками
"Мосфильма" Александров и Орлова
были эвакуированы в Алма-Ату.
Вскоре Григория Васильевича
направили в Баку руководить
местной студией.
А в сентябре 1943 года
Александрову было предписано
возвратиться в Москву - в
должности руководителя
"Мосфильма".
После
непродолжительного директорства
он ставит комедию "Весна"
с музыкой Дунаевского, в котором Орлова
исполнила сразу две роли -
жизнерадостной актрисы Веры
Шатровой и суровой
женщины-ученого Ирины Никитиной.
Картина в
техническом отношении
задумывалась довольно сложной,
несколько эпизодов пришлось
снимать на пражской студии
"Баррандов-фильм".
Через несколько дней после
приезда в Прагу Александров,
Орлова и исполнитель главной
мужской роли Черкасов попали в
аварию - вынырнувший из-за
поворота грузовик врезался в их
машину. Если Александров
отделался легкими ушибами, то
Орлова и Черкасов угодили в
больницу.
Смонтировали "Весну" в сжатые
сроки, чтобы представить на
конкурсный просмотр
Венецианского фестиваля 1947
года. Картина была отмечена
премией. Орлова разделила звание
лучшей актрисы года с Ингрид
Бергман. Успех сопутствовал
"Весне" и на международных
фестивалях в Марианских Лазнях и
Локарно. После этой картины Григорий Александров
был удостоен звания народного
артиста СССР (1948).
Много лет спустя в начале 1990-х
годов фильм показали в рамках
Лейденского фестиваля искусств.
Немецкий киновед Уве Шпильман
назвал Александрова предтечей
постмодернизма, отметив
изощренность его
кинематографических отсылок и
цитат. Другие критики
утверждают, что "Весна" -
несомненное предвестие "8 1/2"
Феллини, фильмов Антониони и
Вендерса.
Ну а советскому зрителю "Весна" помогала вернутся к мирной жизни в первые годы после войны.
Самым холодным за всю
историю метеонаблюдений этот день был в 1886году, когда средняя дневная температура в Москве
составила +1,3 градуса Цельсия, а самым тёплым – в 1890 году. В тот день
температура поднялась до +31,9 градусов.