28 марта 1776 года в Москве был основан Большой театр. Именно
в этот день губернский прокурор князь Пётр Васильевич Урусов
получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II содержать театральные всякого рода представления, а также
концерты, воксалы
(не путать с
вокзалами)
и маскарады.
Большой театр первоначально не имел самостоятельного здания,
поэтому спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице
Знаменке. Князь Урусов и его компаньон
англичанин М.Е. Медокс создали труппу на основе существовавшей в
1766 – 1769 годы московской театральной труппы Н.С. Титова и
театра Московского университета, с приглашением в нее крепостных
актеров.
Князь начал строительство театра, который по месту своего
расположения на улице Петровка (на правом берегу Неглинки) был
назван Петровским. Но театр Урусова сгорел ещё до его открытия,
и князь передал дела своему компаньону, английскому
предпринимателю Майклу Медоксу.
Именно Медокс построил Большой
Петровский театр.
Петровский театр Медокса простоял 25 лет и 8 октября 1805 года
опять же сгорел.
Новое здание было построено К. И. Росси на
Арбатской площади. Однако и оно, будучи деревянным, сгорело в
1812 году, во время нашествия Наполеона. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте
архитектором О. И. Бове по проекту ректора петербургской
Академии А. А. Михайлова.
Величественное здание Большого театра стало доминантой
Театральной площади. Театр был значительно увеличен против
прежнего. Из камня разобранной набережной Неглинки и ступеней
Кузнецкого моста соорудили базы колонн здания. Тогда же театр
получил название Большого Петровского.
Этому архитектору принадлежал
и план переустройства Театральной
площади, с ее пятью главными зданиями вокруг утопленного вглубь
Большого театра.
В центре площади находился незамощенный «плац – парад» для
смотров войск и парадов. Он был обведен толстыми канатами на
столбиках, на всех его сторонах горели масляные фонари. В 1835
году по просьбе Бове, который занимался Театральной площадью,
известный скульптур И.П. Витали проектирует и сооружает один из
красивейших фонтанов Европы.
Созданный им фонтан мытищенского
водопровода располагается ближе к Китайгородской стене, к югу от
«плац – парада». Среди простых москвичей того времени Витали был
больше известен как раз не как скульптор, а именно как создатель
фонтана с амурчиками. Амурчики на самом деле четыре музы:
Поэзия, Трагедия, Комедия и Музыка. "Изваял и в металл произвел
Иван Витали. Москва. 1835 год" - эту надпись до сих пор можно
отыскать в одном из уголков фонтана.
У Китай городской стены стояли также деревянные лавочки, в
которых продавали цветы, деревья – саженцы, семена и т.п.
Новое
здание Большого театра явилось одним из красивейших театральных
зданий в мире, совершенным по классической архитектуре. В 1842
году театр перешёл под руководство петербургской дирекции
императорских театров и из Петербурга в Москву приехала оперная
труппа.
В нижнем этаже здания открылась "кофейная" с завтраками и
обедами и "кондитерская лавка". Для их посетителей выписывалось
до 10 газет, В одном из залов театра устраивались выставки
картин известных художников.
В 1853 году, 11 марта Большой театр
снова горел. Пламя было замечено
утром в столярной мастерской, когда на сцене театра шла
репетиция. Грандиозный пожар произошел по вине ламповщиков и
длился несколько суток, пламя было настолько сильным, что на
Театральной площади растаял весь снег. Погибло много людей. От жара расплавились даже чугунные колонны. От театра
остались лишь внешние стены и колоннада главного входа, все
внутренние помещения были уничтожены. Прибывшие пожарные
оказались бессильны перед огненной стихией, огонь уничтожил все
внутренние помещения.
Интересно, что пожары, преследовавшие на протяжении многих лет
Большой театр, да и многие другие здания, расположенные на
Театральной площади, имеют одну общую закономерность - все они
начинались в подвальных помещениях.
Легенда
гласит, что в 1603 году, когда Москва была охвачена эпидемией
чумы, горожанин Никита Владимирович Двинятин скрывался от этой
страшной болезни, глухо запирая двери и никого не пуская на
порог. Но именно желание выжить не уберегло его от страшной
смерти. В тот день в двери к Двинятину постучался лекарь,
который как будто под гипнозом заставил Никиту
Владимировича впустить его в дом. Далее события развивались
почти также, как в современных историях про
демонстрацию "чудо-пылессов". Лекарь, разрекламировав свое
изобретение - чудодейственную воду, которая спасет мир от чумы,
дал попробывать ее семье Двинятина. Все подчинились и выпили
этот непонятный раствор, и только младший сын Двинятина Никита
пролил "античумовое средство" на пол и спрятался на печке. Через
некоторое время Двинятин, его жена, дочки и старший сын в муках
скончались, и злой волшебник стал собирать все нажитое ими добро. Но
далеко уйти с ним ему не удалось. Никита, воспользовавшись тем,
что злодей был увлечен сбором вещей, выбежал из дома и со всех
ног помчался к соседям, которым рассказал эту страшную историю.
Соседи ринулись за лекарем и настигнув его, заставили выпить
остатки снадобья, а когда тот перестал дышать, бросили его тело в болото. Именно на месте этого болота и
находится Театральная площадь. Согласно преданию, основной
причиной пожаров в этом месте является месть лекаря своим
обидчикам. И действительно, имеются свидетельства, что во всех
случаях перед пожарами в подвалах зданий, расположенных на
Театральной площади, люди видели очертания
человека в черном плаще с капюшоном. Именно в такой плащ был
облачен лекарь в день расправы над ним.
1853-1856 годы
- время вынужденного бездействия Большого театра и
его восстания из пепла. За три года театр был восстановлен в
значительно измененном виде под руководством архитектора А. К. Кавоса.
Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над
колоннами (над входным портиком) вместо прежних гипсовых теперь
размещались четыре бронзовых коня, запряженных в колесницу
Аполлона (скульптор П.К. Клодт). Эта квадрига была изготовлена
на гальванопластических заводах герцога Лейхтенбергского по
модели знаменитого скульптора барона Петра Клодта.
На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл -
государственный герб Российской империи. Кавос надстроил третий
этаж и пристроил к театру с боков галереи на чугунных столбах.
После этого он имеет пять ярусов лож и шестой – балкон.
На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во
главе. Великолепие интерьеров могло сравниться только с
императорскими дворцами, и он по праву стал считаться одним из
самых красивых театров мира. Театр открылся вновь 20 августа
1856 года оперой Винченцо Беллини "Пуритане".
Слово «петровский» исчезло из названия театра, и родилось
привычное нам имя «Большой театр». На сцене вновь открывшегося
театра ставились преимущественно русские произведения – опера и
балет.
После революции театр переживал нелегкое время, оказавшись на
грани закрытия. Тогда существовало мнение, что он не нужен
рабоче-крестьянской республике. Театр лишился и статуса
Императорского, и финансовой поддержки государства. Вопрос о
судьбе Большого театра решался на специальном заседании
Совнаркома зимой 1919 года. Его не закрыли, но по настоянию
Ленина сумма на содержание Большого театра была сильно
сокращена. Репертуар театра стал преимущественно
социалистическим.
Сразу после начала Великой отечественной войны Москва успела
подготовиться к нападению с воздуха. В то время на асфальте
Манежной и Театральной площадей в целях маскировки были
нарисованы крыши десятков зданий, кровля Кремлёвского дворца
разукрашена зеленью деревьев. Купола соборов - черные, на стенах
Кремля нарисованы квадраты окон и нарядные яблоньки. Фасады
Манежа, Большого театра и прочих крупных построек центра
превращены в нагромождение маленьких домиков. Но несмотря на маскировку в 1941 году в здание
Большого театра все же попала бомба. Сам театр в это время
находился в Куйбышеве, в эвакуации. Тем не менее, уже в 1943
году труппа Большого театра возвращается в Москву и 26 сентября
дает первый спектакль после двухлетнего перерыва. Работа
возобновляется.
В настоящее время в здании Большого театра ведутся
реставрационные работы. Последним спектаклем, который прошел на
Основной сцене Большого театра перед реконструкцией стала опера
Мусоргского "Борис Годунов". Случилось это 1 июля 2005 года.
Кроме того, в этот день
произошли следующие события:
В 1845 году родился русский
изобретатель в области телефонной связи Павел Михайлович
Голубицкий. Известность Голубицкий получил, создав первый
оригинальный телефон.Первую попытку создания телефона сделал немецкий физик
Филипп Рейс, который в 1861 году изобрел прибор, передающий
музыкальные звуки. А ровно через 15 лет американский
преподаватель Грэхем Белл продемонстрировал электрический
телефонный аппарат, который достаточно точно воспроизводил
звучание человеческого голоса. Блейк организовал телефонную
связь во многих городах мира. Однако она оказалась
низкокачественной, и в 1883 году на Мюнхенской
электротехнической выставке официальная экспертиза вынуждена
была признать, что телефон «пригоден для передачи звуков только
на расстояния до десяти километров». Конструкции
же многополюсных телефонов, успешно выдержавших испытания при
переговорах на расстоянии свыше 350 километров, создал выходец
из Калуги П.М.Голубицкий.В 1883 году
он проанализировал причины неудовлетворительной работы
телефонной связи и обнаружил, что низкая чувствительность и
неустойчивость работы телефона объясняются расположением магнита
одним полюсом против центра мембраны, поскольку именно в центре
мембраны образуется узел колебаний. Простейший из созданных
Голубицким телефонов - с двумя полюсами, расположенными
эксцентрично относительно центра мембраны, прочно вошел в
эксплуатацию. В 1883 году во Франции успешно прошла проверка
аппаратов Голубицкого на линии Париж - Нанси. Русский
изобретатель получил извещение, что комиссия французского
морского министерства признала его телефоны непревзойденными. В
том же году Голубицкий установил свои аппараты на Николаевской
железной дороге, где они использовались для передачи служебных
распоряжений, а в 1884 году там же начал испытания поездного
телефона, позволявшего при остановке поезда в любом пункте
связываться по нему с железнодорожными станциями.Голубицкий изобрел микрофоны с угольным порошком,
микрофон с гребенчатым положением углей. Внедрение этих
изобретений в практику позволило к началу ХХ века завершить
процесс формирования надежных телефонных аппаратов. Павел
Голубицкий создал также звукозаписывающий телефон-фонограф,
настольные телефонные аппараты, объединил микрофон и телефон в
одну трубку, изобрел телефонную гарнитуру с оголовьем для
телефонистов. Очень важным было изобретение Голубицким системы
централизованного питания телефонной линии (система центральной
батареи - ЦБ), она открыла возможность создания телефонных
станций больших емкостей.
В
1991 году более 100 тысяч
сторонников Ельцина устроили демонстрацию в Москве. Этому
событию предшествовал референдум 17 марта того же года, на
котором большинство населения России высказалось за сохранение
СССР, но и за введение в РСФСР поста президента. 28 марта 1991 года открылся III Съезд
народных депутатов РСФСР. По требованию ряда депутатов союзное
правительство запретило митинг сторонников Ельцина и ввело в
город дополнительные воинские подразделения "для обеспечения
безопасности депутатов". 4 апреля 1991 Ельцин обратился к Съезду
народных депутатов с предложением о перераспределении полномочий
высших органов республики и проведении выборов президента РСФСР
12 июня 1991 года. На следующий день Съезд проголосовал за
предоставление своему председателю дополнительных властных
полномочий и за назначение выборов президента на 12 июня. 12
июня 1991 на выборах президента РСФСР Ельцин баллотировался в
паре с Александром Руцким и победил в первом туре, опередив
Николая Рыжкова, Владимира Жириновского, Амана Тулеева, Альберта
Макашова и Вадима Бакатина. За Ельцина проголосовало 57,30%
участвовавших в голосовании, 42,78% всего списочного состава
избирателей.
Самым холодным этот день был в 1918
году, когда средняя дневная температура в Москве составила –21,6
градуса Цельсия, а самым тёплым – в 2007 году. В тот день
температура поднялась до +15,3 градусов.